Перевести страницу

Статьи

Подписаться на RSS

Эстафета Олимпийского огня на Байкале

Сюжет канала Россия 24 об этапе Эстафеты на озере Байкал, проходившей на базе дайвинг-центра "Три измерения Байкал", при участии дайверов клуба. Подробнее об истории погружения факела читайте в нашей статье: 

Огонь «Сочи-2014» на базе «Трех измерений-Байкал»!


Съемки фильма «Тяжелая вода» иркутской киностудией «Рука Механика»

Ночные засады, потасовки, подводные поиски и очередные попытки расставить все точки над I – детективная история обросла новыми подробностями, подозреваемыми и загадочными находками.Почти весь субботний день начала сентября съемочная группа кинокомпании «Рука Механика» провела в известном всем туристам курортном месте на берегу Байкала.

Правда, в фильме «Тяжелая вода» поселок Листвянка стал небольшим городком с банальным названием Приозерск. Именно здесь занимался своими темными делами один из главных героев фильма байкер Сэм (арт. Сергей Вербицкий, г. Екатеринбург). Следователь Савельева (арт. Алена Партысь, г. Иркутск) и ее помощники: Репкин (арт. Евгений Буряк, г. Москва) и Султанов (арт. Игорь Старовойтов, г. Иркутск) предприняли максимум усилий для задержания предполагаемого преступника. Действительно ли он занимался черной археологией? Замешан ли он в убийстве Порошина (арт. Артур Перминов, г. Иркутск)? Почему ночью у базы дайверов околачивается приятель Сэма байкер по кличке Гамми (арт. Андрей Корниенко, г. Иркутск)? Что искали на дне озера иностранные аквалангисты? По какой причине они погибли, и что обнаружили под водой Порошин и Сэм за несколько дней перед началом всей этой детективной истории?

В съемках эпизодов приняли участие настоящие дайверы, пловцы Дайвинг-центра «Три измерения Байкал». Актеры использовали костюмы и оборудование дайвинг-центра. «Нас поразило, насколько легко мы договорились о совместной работе», -- замечает режиссер фильма. Сотрудничество с профессионалами подводных погружений значительно облегчило съемочный процесс и обогатило видеоряд будущей картины. Съемочная группа кинокомпании «Рука механика» выражает свою благодарность Дайвинг-центру «Три измерения Байкал» и лично Андрею Бут.


Киностудия «Рука Механика», г. Иркутск:

http://www.rukamehanika.ru/component/content/article/8-2011-03-16-07-01-17/98-2013-12-22-05-50-39.html


   

Фотографии с места съемок в фотоальбоме: 

Дно Байкала полно интересных сюрпризов: пароходы, лодки, составы, золото Колчака

На дне Байкала дайверы обнаружили железнодорожный состав, затонувший много лет назад. Водолазы давно исследуют глубины озера в надежде найти поезд, перевозивший клад Колчака. Нашли уже несколько вагонов, но напасть на след загадочно пропавшего золота пока не не удается.

Репортаж корреспондента НТВ Антона Артемьева.

Обстоятельства, при которых состав потерпел крушение, пока уточняются. Однако известно о нескольких железнодорожных происшествиях, случившихся во время Великой Отечественной войны. Опираясь на исторические данные, подводные исследователи изучают места возможных катастроф.

Андрей Бут, представитель дайвинг-клуба «Три измерения»: «Единственное, что мы ожидали увидеть, по нашим данным, четыре вагона, но нашли один. Значит, это не то место, немножко ошиблись».

До 1949 г. на этом участке Кругобайкальской железной дороги проходила основная линия Транссибирской магистрали. Поэтому нередки туманные рассуждения на тему золота Колчака, несколько вагонов с которым могли затонуть на Байкале. Историки, между тем, считают подобные высказывания обычной спекуляцией.

В Байкале достаточно артефактов. Другой вопрос, что мало кто занимается их поисками. Отдельные группы дайверов ведут свои исследования в архивах и составляют собственные карты погружений. В результате такой работы дайверы обнаружили 17-метровую рыбацкую лодку, сделанную без единого гвоздя.

Отдельные находки в виде бытовых предметов также попадают в поле зрения аквалангистов. Настоящей удачей для охотников за историческими сокровищами может стать не золото Колчака, а совершенно другие — более реальные, но не менее ценные объекты.

Андрей Бут, представитель дайвинг-клуба «Три измерения»: «Есть вероятность найти пару пропавших колесных пароходов, которые погибли во время шторма».

Железнодорожный вагон, найденный аквалангистами, оказался пуст. Кое-где внутри только озерный песок. Ясно, что вагон мог быть составной частью фронтового эшелона, поскольку даже крыша деревянная. Такими они были именно в то время. Более точную информацию можно было выяснить, окажись рядом колесные пары. Однако, судя по всему, после крушения они скатились гораздо глубже. Возможно, позже исследователи совершат погружения и за ними. И тогда будет раскрыта и еще одна историческая тайна.

Смотрите видеосюжет на НТВ.Ru: http://www.ntv.ru/novosti/233682/#ixzz3NqUw9S1u

Пароход Иннокентий

С 3 по 6 октября 2008 года имела место еще одна краеведческая экспедиция, проводившаяся дайв-клубом «Три измерения». На этот раз наш поисковый коллектив выдвинулся на север, в район мыса Орловый, где в ноябре 1869 года произошло крупное кораблекрушение.


Архивные материалы сохранили такие заметки об этом происшествии: «… «Иннокентий» - лучший пароход (двухтрубный, колесный, 100-сильный) вышел в Н-Ангарск и попал в жестокий шторм около Ушканьих островов, погиб, разбив вдребезги корпус о подводные рифы. Большинство команды утонуло, спасся один капитан Амос Фаддеич с двумя матросами, высадившись на Орловый мыс, да и тот, боясь кары, бежал в Читу.» (из записей иркутского краеведа И.И. Веселова, сохранены орфография и стилистика оригинала). Ларионов Д. Д. «Очерк экономической статистики Иркутской губернии» - Иркутск, 1870: «… «Иннокентий» - пароход морской конструкции, вышедший в море 15 ноября 1869 г. для розыска рыбопромышленных судов, носимых бурей с 70-ю чел. рабочих, сам погиб у Святого Мыса со всем экипажем из 30 человек и еще одной женщины, бывшей на пароходе. Стоимость парохода с такелажем и материалом 50 788 руб.» (сохранены орфография и стилистика оригинала).


Дойдя до места трагедии, обозначенного очевидцами, и обследовав его, мы выяснили, что глубины в районе мыса Орловый незначительные (от 1 до 3-4 метров), дно уходит в глубину под углом 250 . В течение погружений нам удалось обследовать дно общей протяженностью 1,5 км. К вечеру первого дня погружений поднялся сильный ветер, наш капитан предложил зайти на ночь в Чивыркуйский залив, чтобы укрыться от ветра.
На вечернем брифинге мы подытожили результаты дня: очевидно, «Иннокентий» разбился на мелководье, но штормовой ветер утащил останки корабля севернее, где его и поглотила пучина морская, именно поэтому нам не удалось обнаружить никаких останков корабля.


Ночная нырялка в Чивыркуе поразила воображение обилием рыбы. Пробираясь сквозь заросли водорослей, я вдруг увидел огромную щуку, она больше походила на замшелое бревно с челюстями и глазами, чем на рыбу, в какой-то момент даже мелькнула мысль: «А ну как этот крокодил захочет побороться со мной?» Я поспешил ретироваться.
На утро мы приняли решение идти на Ушканьи острова: дул сильный юго-восточный ветер, продолжение поисков затонувшего судна не представлялось возможным. Тем более, что вероятность найти его, в свете вышеизложенного, видится нам ничтожно малой.
Нерпа осторожничала. Только подбираешься поближе – ее и след простывает. Но когда все дайверы поднялись на борт, в воде то здесь, то там, замелькали лоснящиеся угольно-черные головы тюленей – теперь настала их очередь наблюдать за нами. По-моему, у них получилось лучше! ;) Видимость на Ушканах была 4-5 метров, дно – красивые песчаные дюны. Внешний вид губки отличается и размерами, – высотой до 1 метра, диаметром до 3 см - и кучностью колоний, я бы назвал их похожими на букеты – кустистые агломерации.

В ночь во второго на третий день мы совершили переход на Саган-Заба. К месту, где, по словам нашего консультанта-историка, находилась стоянка древнего человека.
Утес Саган-Заба находится в 5 км к северо-востоку от мыса Крестовский на территории Прибайкальского национального парка. Саган-Заба заметно отличается от окружающих скал необычной светлой окраской, меняющейся в зависимости от времени суток, и необыкновенно плавными формами скал. Своеобразие склонам утеса придают интересные формы выветривания. Известняк - материал не прочный, легко уступающий дождям, солнцу и свирепым байкальским ветрам, даже суслики без особого труда роют в нем свои норки. 


 


Мировую известность утесу принесли древние наскальные рисунки - петроглифы на одной из его скал. Рисунки выполнены в разные эпохи и относятся к бронзовому-позднему железному векам (II тыс. лет до н.э. - I тыс. лет н.э.), т.е. самому древнему рисунку около 4000 лет. Науке петроглифы утеса Саган-Заба стали известны в 1881 году, благодаря исследованиям Н.Н.Агапитова. Наскальные рисунки Саган-Заба представляют собой композицию из фигур людей, животных и птиц.
На момент открытия насчитывалось около 60 рисунков. В настоящее время часть рисунков по разным причинам утрачена. Некоторые, находящиеся в нижней части композиции, заглажены волнами, другие уничтожены людьми. Монахи Посольского монастыря, видимо в порядке идеологической борьбы с шаманизмом, выбили поверх древних петроглифов кресты. Характерная деталь наскальных рисунков людей на утесе - маленькие рожки на голове. Это может означать, что изображены не люди, а духи или шаманы. Среди рисунков встречаются изображения оленей, быков, собак, гусей, лебедей.



Наскальные рисунки - самые известные, но не единственные археологические находки Саган-Заба. Неподалеку от утеса найдены многочисленные свидетельства пребывания древнего человека. В восточной части бухты Бурун Саган-Заба, которая примыкает к утесу с восточной стороны, в результате раскопок обнаружена стоянка древнего человека эпохи неолита-позднего железного века (V тыс. лет до н.э. - I тыс. лет н.э.), найдены остатки керамической посуды, скребки, ножи, топор.
Хотя мы с удовольствием оценили красоты надводного мира и даже совершили восхождение на один из утесов, чтобы полюбоваться Байкалом с высоты, нас все же больше манил мир подводный. В ходе погружений в районе Саган-Заба мы нашли подводную пещеру. Проникновение не осуществляли, поскольку такая задача не планировалась в начале экспедиции. Прошли немного вдоль входа, посветили фонарями вглубь: пещера представляет собой зал. Возможно, много тысячелетий назад эта пещера могла служить квартиркой какой-нибудь древней семье. Да, все течет, все изменяется! Когда мы только подошли к тоннельному входу в нее, первая пара заметила метнувшуюся вглубь пещеры нерпу.
Дно в районе Саган-Заба очень необычное – местами оно выстелено пористым камнем. Такое впечатление, что когда-то эта порода кипела, а потом мгновенно застыла – застывшее в камне кипение можете себе представить? Тогда считайте, что вашему мысленному взору предстало байкальское дно в районе Саган-Заба.


Вот такие личные открытия сделал для себя я, Андрей Бобков, один из участников экспедиции.

Безусловно, каждому из нас Байкал в ходе этой поездки показал свои новые грани, каждый по-разному почувствовал его красоту, но в одном мы сошлись: нужно непременно еще раз посетить Саган-Заба с более обширной сухопутной и подводной программой. Хотите присоединиться?

Столетний парусник на дне Байкала

«Действительность почти всегда опережает воображение…»

К.Э. Циолковский.


      Никто из нас и предположить не мог, что мы его найдем, искали мы совсем другое, и вдруг – столетний парусник… Но давайте по порядку. Одной из целей работы дайв-центра «Три Измерения-Байкал» мы видим исследовательские погружения в Байкале. Краеведческая составляющая неоспоримо ценна и в плане личного развития – узнаешь интересные подробности истории своей малой Родины, –  и с точки зрения совершенствования дайверских навыков – во время осмотра территории в поиске артефактов как никогда ювелирно шлифуется и работа в паре, и индивидуальные умения и навыки погружений.


      В начале июня 2008 года мы запланировали краеведческую дайв-экспедицию на Кругобайкальскую железную дорогу. Кругобайкалка по праву именуется «золотой пряжкой Транссиба» и не только потому, что в свое время ее строительство стало государственной казне «в копеечку» (составляя примерно одну девяностую часть пути, она потребовала одну двадцатую часть расходов на строительство (строительство галерей, прокладка тоннелей, укрепление скалистых участков гор, нависающих над полотном). Мы надеялись найти места сходов железнодорожных составов, а если повезет, и сами составы на дне Байкала. Провели предварительные консультации с историками Иркутского государственного университета путей сообщения, определили ориентировочные места крупных крушений, и, полные больших надежд на успех, отправились в экспедицию.После двух дней погружений стало ясно, что даже следы крушений будет найти очень трудно, поскольку кругом были вертикальные стены, уходящие в бездну. В некоторых местах стенки подходили к берегу на 3-4 метра. Тем не менее, нам удалось обнаружить и поднять некоторые фрагменты паровоза и вагона, потерпевшие крушение в первые годы эксплуатации Кругобайкалки.


    Пятый день погружений не предвещал неожиданностей: погода была хорошей, море – спокойным. После брифинга участники разделились на две группы: одна группа делала учебные погружения с берега, другая должна была уйти на «Зодиаке» и обследовать еще неизвестный участок побережья. Уходили тройкой, один оставался в лодке. Было решено обследовать часть дна на глубине 35-40 метров и на обратном пути участок 10-15 метров. Обстоятельства сложились так, что вместо запланированного вертикального спуска группа шла по диагонали (у старшего группы одно ухо не хотело продуваться): обыкновенный крутой склон, красивые скалы, глубина 30 метров – все гармонично, как и должно быть в природе. Старший группы поднимает голову вверх и понимает, что есть что-то, что не вписывается в эту гармонию. Темный силуэт – большой и совершенно неожиданный. Сомнений нет: это корабль. Возможно, по морским меркам, это маленькая лодка. Данные обследования: длина – 16 метров, максимальная ширина – 5 метров, высота борта – 4 метра. В правом борту обнаружена пробоина диаметром около 50 см. Скорее всего, это рыбацкий бот, затонувший во время шторма. Собран без гвоздей, на деревянных замках. Шпонгоуты вырублены топором. Корма частично разрушена, сохранился элемент рулевого устройства. Внутренняя часть корабля частично заилена. Под слоем ила обнаружена трехгранная бутылка из-под уксуса, предположительно образца конца XIX века. На сегодняшний день это единственный корабль, обнаруженный на Байкале. В ближайшее время мы планируем провести его видеосъемку и более тщательное обследование. Сколько еще открытий чудных готовит нам Байкал-батюшка?